С Вероникой Викторовной Алексеевой впервые встретились весной, на защите творческих дипломных работ учащихся профессионального художественного училища №56. Как молодой, но уже опытный художник ОАО «Торжокские золотошвеи», так же когда-то закончившая ПХУ №56, она со знанием дела оценивала работы выпускниц 2008 года в составе экзаменационной комиссии. А недавно пришло радостное известие – жюри Всероссийской выставки-смотра «Молодые дарования» удостоило работу Вероники Алексеевой первым призом и дипломом. Этот конкурс проводился ассоциацией «Народные художественные промыслы России», в которую входит ОАО «Торжокские золотошвеи».
- Мне всегда нравилось рисовать, - вспоминает Вероника, - поэтому хотела стать художником. Но не думала, что буду заниматься вышивкой. Понимала только, что хочу создавать красоту своими руками.
После окончания школы готовилась поступать в Московский институт лёгкой промышленности на модельера-конструктора. Занималась на курсах по композиции у М.В. Пугаевой, в то время она преподавала живопись в профтехшколе №56. Марина Владимировна говорила: «Если не поступишь, приходи к нам, в профтехшколу». Поэтому, когда не прошла по конкурсу в институт, не раздумывая, подала документы в профтехшколу.- Не пожалела потом? Ведь профтехшкола – не институт, а мастер по вышивке – не модельер-конструктор…
- Было тяжело привыкать к этой работе физически. Она требует много часов находиться в одном положении и сосредоточенно что-то делать. Потом привыкла и учёба стала нравиться. Когда садишься за пяльцы, не замечаешь, как летит время. Интересная работа – сама придумывала рисунок и выполняла его стежок за стежком. Каждая работа – детище, созданное с нуля. В любую из своих работ художник вкладывает немало душевных сил, будь то косметичка для массового производства или авторское панно.
- А институт я закончила потом, заочно. Как только пришла работать на фабрику, в 2000 году, сразу поступила в Новгородский государственный университет на факультет «художественная обработка материалов». За время учёбы в вузе изучили всё, от деревообработки до ювелирного дела.
- Не возникало желания с таким-то образованием попытать счастья в каком-нибудь крупном городе или столице?
- Ну, во-первых, я сразу после окончания профтехшколы вышла замуж, вскоре у нас родился ребёнок, моя семья живёт в Торжке. А во-вторых, не зря говорят в народе: «Где родился, там и пригодился».- Вероника, вы работали над Колоцкой иконой Божьей Матери для монастыря. Скажите, работа над иконами требовала от вас соблюдения поста или молитвы?
- Мы изготавливали эту икону по заказу бизнесмена, восстанавливающего Колоцкий монастырь, расположенный близ Бородинского поля, где произошло известное сражение с французами. Конечно, и мы, и спонсор – люди светские. Это в мастерских при храмах соблюдаются все церковные каноны. Меня лишь возили в этот монастырь для получения благословения матушки-настоятельницы. Показали икону в натуральную величину, рассказали о ней и благословили.
Действительно, работа над этой иконой прошла «как по маслу», вышивали с удовольствием и при полном коллективном взаимопонимании. Моя задача – переработать изображение для вышивки, сделать копию. Дальше – дело рук мастериц-вышивальщиц. Икона выполнена в традициях лицевого и золотного шитья. Ручную вышивку выполняла Елена Соловьёва. Машинную – талантливая вышивальщица Лилия Филиппова, она же работала над панно «Тайное вечере».- Для машинной вышивки тоже нужен талант?
- Конечно. Нужно чувствовать, как ляжет стежок, для этого тоже необходим природный дар.
- Вероника, вы уже говорили, что для художника все работы одинаково дороги. И всё же, наверное, среди ваших работ есть самая любимая?- Самая любимая работа – панно «Каменный цветок», выполненная в 2000 году. В панно использованы все виды швов, оно выполнено только ручной вышивкой. «Каменный цветок» до сих пор хранится в музее фабрики.
- Ваши работы раньше участвовали во Всероссийском смотре-конкурсе «Молодые дарования»?- Ассоциация «Народные художественные промыслы России» проводит конкурс ежегодно, мы обязаны в нём участвовать. В 2003 году получила премию за икону «Господь Вседержитель». В 2008 году жюри подвело итоги за работы, изготовленные и присланные в 2007 году. Была организована передвижная выставка. Она экспонировалась в Великом Новгороде (в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли), в Туле (в государственном Тульском музее изобразительных искусств), в столице Мордовии Саранске и в Москве.
На конкурс были представлены две мои работы – это иконы «Святая Троица» и «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья». Моя задача, как мастера-художника – создать эскиз иконы для вышивки с пометками, где и какие стежки использовать, какую нить и материал выбрать и следить за процессом вышивания. Художник работает в тесном контакте с исполнителями. Вклад вышивальщиц в изделие огромен. Икону «Святая Троица» вышивали Маргарита Новосёлова (машинная вышивка), Ирина Румянцева и Светлана Яковлева (ручная вышивка). Над иконой «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья» работали Светлана Ефирьева (машинная вышивка) и Елена Соловьёва (ручная вышивка).
Жюри присудило первый приз за икону «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья». Хотя мне, как художнику, почему-то ближе «Святая Троица»…- Вы используете в работе компьютер…
- На компьютере установлена японская дизайнерская программа «Tajima» для разработки рисунка вышивки. По направлению фабрики ездила в Москву на недельные курсы по обучению этой программе. В ней – сплошная геометрия, всё рисуется векторами. Программа используется для построения симметричных рисунков, при «отрисовке», для чёткости линий. Ускоряет труд художника в работе над изделиями массового выпуска. Эскизы эксклюзивных авторских изделий рисуются вручную.
Елена ЕРШОВА (Торжокская неделя)
|