Где лучше хранить деньги, документы и прочие жизненно необходимые вещи, а тем более казну целого города? Сейчас для этого существуют высокотехнологичные приспособления, которые, однако, иногда поддаются натиску хитроумных грабителей. Наши средневековые предки были проще и мудрее – свои ценности они хранили в подземельях. Вход в одно из таких серьезно охраняемых (извините, охранявшихся) хранилищ сейчас исследуют тверские и петербургские археологи.
Дело происходит в Торжке. Этот город, расположенный всего лишь в шестидесяти километрах от Твери, был своего рода «маленьким Новгородом» – южным форпостом новгородской республики. Официальное устройство в Торжке было точно такое же, как в Новгороде: были и вече, и посадники, и главный храм, который выполнял в том числе и вполне светские функции «палаты мер и весов», а также налоговой инспекции и банка.
Сейчас Спасо-Преображен-ский собор, уже новый, построенный гениальным Карло Росси в начале XIX века, хорошо известен всем, кто хотя бы раз бывал в Торжке, – пятикупольный храм стоит аккурат слева от автомобильного моста через Тверцу. Под ним сохранились фундаменты храма того же посвящения, построенного в 1364 году. Именно их сейчас и исследуют археологи – две экспедиции под руководством Алексея Салимова. Разведаны они были в 1997 году, но полноценные исследования начались только три года назад. И вот намедни открылась, без преувеличения, сенсация: был обнаружен вход в подземелье. Мощные ступени ведут куда-то вниз и теряются в глине и грунтовых водах – откачать их у археологов есть желание, но нет финансовых и технических возможностей. Как рассказал руководитель экспедиций Алексей Салимов, это вход в то самое хранилище главных ценностей средневекового Торжка. По предположениям археологов, ступени ведут вниз еще метра на два, потом подземный ход поворачивает и приводит в подземелье храма, где и хранились городская казна, налоговая документация, эталоны длины и веса и прочие необходимые для торгового города вещи. В этом смысле новоторж-ский Спасо-Преображенский собор аналогичен новгородской церкви Иоанна на Опоках, попу которой князем Всеволодом Мстиславичем был дан документ о налоговых льготах, – благодаря ему первым упоминанием о Твери считается 1135 год.
На этом раскопе работают две экспедиции – трудятся студенты и Тверского филиала Академии славянской культуры, и кафедры регионоведения исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Питерские приехали по непосредственному приглашению ВИЭМ и лично его директора. «Вот наша Аня, – рассказывает Марина Салимова, – девушка в сущности очень гламурная, но когда дело доходит до работы…» Именно Аня, брюнетка дивной красоты, работала в той части раскопа, где остались технические сливы предприятия, размещенного в россиевском храме – черные и очень гадкие на вид даже сейчас. Аня пропахала там все, но потом долго отмывала гламурные ручки. И совершенно на это не обиделась.
Тверитянка Наташа и петербурженка Таня в это время совместно трудились над юго-восточным подкупольным столбом древнего храма – они в самом прямом смысле сдували с него пылинки. Для студентов-историков реальный XIV век, который можно потрогать руками, – это что-то вроде откровения: вот оно, настоящее и никем до них не тронутое: это ж лепота неописуемая! Алексей Салимов ходил тут же и показывал студентам, что именно они нашли. Использовал для этого длинный прут и приговаривал: «Это не удочка, а самая настоящая указка!»
Раскопки возле новоторжского Спаса – это самый настоящий кладезь сенсаций, которые Алексей Салимов регулярно поставляет научной общественности. Исследования продолжаются, а значит, область ждет новостей из новоторжского средневековья.